Реферат 37 л. , 500 р. Орловский государственный университет 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………….……....3
1. Подсудность и система федеральных арбитражных судов. 1.1 Арбитражная юстиция в Российской Федерации………..…..6
1.2 Система арбитражных судов Российской Федерации….…..12
2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 2.1 Полномочия Высшего Арбитражного Суда Рос¬сийской Федерации…………………………………………………………24
2.2 Состав Высшего Арбитражного Суда РФ…………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….32
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..35 ВВЕДЕНИЕ Судебные органы (суд) являются специализированными государствен¬ными органами, осуществляющими в российском обществе судебную власть. Судебная власть, как известно, представляет собой одну из трех ветвей власти демократического государства (наряду с законодательной и исполни¬тельной). Основное назначение этой власти состоит в том, чтобы реализовать принцип справедливости в правоприменительной практике, оградить права и законные интересы членов общества, физических и юридических лиц от любого произвола, допускаемого как со стороны других граждан, так и со сто¬роны самого государства, его органов и должностных лиц. Одновременно су¬дебная власть является средством «сдержек и противовесов» по отношению к законодательной (представительной) и исполнительной властям, выступая как арбитр в спорах о праве, практике его применения. Судебная власть как разновидность государственной вла¬сти есть прежде всего соответствующая деятельность государства, а государ¬ственные органы — лишь один, хотя и важнейший, элемент механизма госу¬дарственной власти. В то же время правосудие, выражая сущностную характеристику судебной власти, ее не исчерпывает. Судебная власть распро¬страняется и на другие области жизнедеятельности общества, не связанные с разрешением социально-правовых конфликтов. Арбитражные суды являются неотъемлемой частью судебной системы Российской Федерации и инструментом судебной власти. Объект исследования включает общественные отношения в сфере деятельности федеральных арбитражных судов. Предмет работы включает отдельный института конституционного права - конституционно-правовой статус Высшего Арбитражного суда и систему арбитражных судов Российской Федерации. Целью работы является исследование данного правового института. В задачи работы входит: - общая характеристика системы арбитражных судов РФ - подсудность арбитражных судов - правовой статус Высшего Арбитражного Суда РФ - его структура и полномочия - иные арбитражные суды РФ. Институт арбитражных судов мировому сообществу, кроме России и не которых стран — членов СНГ, неизвестен. Он достался России в наследство от бывшего СССР. Более 60 лет этот институт занимался рассмотрением хозяйственных споров. Однако нынешние арбитражные суды — это принципиально новые органы судебной власти. Они созданы для обеспечения прав и интересов участии ков предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии со ст. 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» основными задачами арбитражных судов являются: 1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 2) содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере экономической деятельности. По общему правилу арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений, с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. В случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, арбитражным судам также подведомственны дела с участием Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридических лиц, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. С 1991 г. в России начала создавать¬ся система арбитражной юстиции, которая в настоящее время включа¬ет в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные или апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, на¬ходящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел в отдельных местностях по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе арбитражных апелляцион¬ных судов, арбитражных судов субъектов Федерации могут образовы¬ваться постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания названных судов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Арбитражные суды рассматривают экономические споры, возникающие из гражданских, административных правоотношений, между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предприни¬мательскую деятельность и имеющими статус индивидуального пред¬принимателя, между Российской Федерацией и ее субъектами, между самими субъектами Федерации. Арбитражно-процессуальный порядок рассмотрения споров суще¬ственно отличается от общего судопроизводства, особенно для граждан: во-первых, большая часть дел может быть рассмотрена единолично судьей, т.е. имеет место более упрощенная система судопроизводства; во-вторых, арбитражным законодательством установлены жесткие сроки рассмотрения дел — в течение двух месяцев; в-третьих, законодатель особо относится к исполнению решений арбитражного суда. Так, решения о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов подлежат немедленному исполнению. Более того, лица, виновные в неисполнении решений суда, могут быть подвергнуты су¬дебному штрафу; в-четвертых, возможен полный пересмотр дела по апелляции без повторного возврата его в суд первой инстанции. Арбитражный суд субъекта Федерации действует в составе пред¬седателя, его заместителей и членов суда. В составе арбитражного суда субъекта создаются судебные коллегии: по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; по рассмотре¬нию споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в составе назван¬ного суда могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмот¬рению отдельных категорий дел. Суд формирует президиум, состав которого утверждается Пленумом Высшего Арбитражного Суда по представлению председателя суда субъекта Федерации. В пределах своей компетенции арбитражный суд субъекта Феде¬рации вправе рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Дела могут рассматри¬ваться как единолично судьей, так и коллегиально. Вторым звеном названной системы являются арбитражные апел¬ляционные суды, являющиеся судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитраж¬ных судов субъектов Федерации, принятых ими в первой инстанции. Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. преду¬смотрено образование в 10 судебных округах 20 арбитражных апелля¬ционных судов. Арбитражный апелляционный суд действует в соста¬ве президиума суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной кол¬легии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, иных коллегий, образуемых по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ для рассмотрения отдельных кате¬горий дел. Третьим звеном системы арбитражных судов являются 10 феде¬ральных арбитражных судов округов (они созданы в 10 судебных ок¬ругах по географическо-экономическому признаку). Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассаци¬онной инстанции законности вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и арбитражных апелляци¬онных судов. По структуре арбитражный суд округа ничем не отлича¬ется от арбитражного суда субъекта Федерации, арбитражного апел¬ляционного суда. Дела рассматриваются коллегиально в составе не¬четного числа судей — трех или более. Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. В его составе действуют: Судебная коллегия по рассмотре¬нию споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из адми¬нистративных правоотношений, Президиум и Пленум. По решению Пленума данного суда в его составе могут образовываться иные судеб¬ные коллегии для рассмотрения отдельных категорий дел. Если су¬дебные коллегии рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совер¬шенствованию законов и иных нормативных актов, то Президиум рас¬сматривает дела в порядке надзора. Пленум изучает практику приме¬нения законов и иных нормативных актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики, решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Кон¬ституционный Суд РФ.
ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001. – 48с. 2. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 4 июля 2003 г. // СЗ РФ. 2004. № 4. Ст. 2871; 3. Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. 5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Официальный текст. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
6. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите су¬дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» с изменениями и дополнениями)//СЗ РФ. 2003. № 17. Ст. 1455. 7. Федеральный закон от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества» ( с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 1875. 8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «о внесении измене¬ний и дополнений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социаль¬ной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3587; 9. Федеральный закон «О внесении изменений и допол¬нений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации» // СЗ РФ 2002 № 26. Ст. 2522; 10. Указ Президента РФ от 30 мая 1995 г. «О дополнительных гаран¬тиях социальной защищенности работников органов судебной власти» // СЗ РФ 1995. № 23. Ст. 2205; 11. Указ Президента РФ от 17 июня 2002 г. «О мерах повышения социальной защищенности некоторых категорий судей и государственных служащих» // СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2400; 12. Баглай М. В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2004. – 656с.
13. Богданова Н. А. Конституционное право РФ. М., 2004. – 544с.
14. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 495с.
15. Конституционное право РФ / отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2004. - 544с.
16. Конституционное право РФ / отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин.- М., 2004. - 538с.
17. Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное право РФ: учебник. М., 2004. - 544с 18. Черников В. В.Судоустройство и правоохранительные органы Российской Федерации : учеб. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 424 с. 19. Судебная власть / Под. ред. И. Л. Петрухина. М., 2003. 324с. 20. Фокин В. М., Правоохранительные органы РФ: Учебник. – М., 2003. – 255с. 21. Казаков В. И. Правовой порядок в России: вопросы теории и практики. М., 2003; 22. Аврутин Ю. Е., Кикотин В. Я., Сыдорук И. Я. Правопорядок: организационно-пра¬вовое обеспечение в Российской Федерации: Теоретическое исследование. М., 2003. 23. http: // www.hse.ru 24. http: // www.libertarium.ru 25. http: // www.akm.ru
|